Бани Москвы

Тот факт, что Баня 43, скорее всего, была перенесена из Ленинграда (Санкт-Петербурга) в Хельсинки, и местные люди даже не знали отличия между этими двумя видами бань, демонстрирует очевидное сходство между стилями русской и финской бани. Так как ритуал, фольклор и даже конструкции обеих бань очень похожи, смело можно предположить, что их развитие было параллельным, хотя в хрониках не сохранилось информации о том, когда в каждой из этих культур появились сауны. Учитывая все сходства северной Европы, это неудивительно: холодные зимы (даже так далеко на юге как Москва, где первые морозы приходят в конце сентября и продолжаяются до апреля); густые леса, которые обеспечивают достаточно ресурсов для отопления и строительства; и зависимость трудолюбивых сельских жителей от народной медицины.

Ни одна из бань в мире не была так хорошо документирована как Русская баня. Информация о финской бане сравнительно скудная. Баня упоминается в ранних русских хрониках, и когда европейские журалисты строем направились в Россию после Реформации, русская баня стала сенсацией, который они посылали домой. Русские стали известны своей любовью попариться. В 1914 году М. Хартеа сказал Обществу Финского Музея: «В Москве интерес к бане больше, чем здесь в Финляндии. Русские одерживают над нами, финами, верх, если дело касается бани.»

Если бы история ранних 1900-х годов была другой, если бы русский фольклор не был спрятан за плотной политической завесой, баня, может быть, стала бы бытовым словом в Америке, которое использовалось бы сейчас вместо финской сауны.

Параллельное развитие сауны и бани относится только к северо-западной России. В других местах Советского Союза, существуют все виды обсуждаемых в данной книге саун. На юго-западе бани моделировались по исламским и римским моделям. Отопительная система под полом или в стене (hypocaust) была обнаружена так далеко на севере, как в Куйбышеве, на реке Волге. Среди кочевых племён центральной и восточной частей Советского Союза использовались переносные потельни — подобные инипи (sweat lodges) у индейцев Северной Америки. Парилки настолько популярны в СССР, что даже в тех регионах, где не хватает материалов, как например в пустынных районах Сибири, советские люди строят парилки из торфа или глины. Некоторые из них выкопаны в склонах и используют только лесные отходы. Они называются лазнвы. Само слово намекает на происхождение парилки и способ входа в неё — влазить или спускаться. В этих примитивных парилках земельный пол, покрытый соломой или сеном. Одной из самых интересных форм бани является прогревание тела в духовках для выпечки хлеба, что практиковалось по всему СССР (об этом позже).

Чёрная баня на северо-западе России является русским эквивалентом финской savusauna, в то время как белая баня относится к баням в городах. Из-за белых бань, русская баня часто представляется как паровая . Низкая температура и высокая концентрация воды создают пар, в то время как высокие температуры с той же концентрацией воды не будут производить видимый пар. Так как белые бани широко использовались городскими жителями , то там  было почти невозможным поддерживать высокую температуру. В результате, горячая комната заполнялась паром. Путешествующие в Россию потом рассказывали дома об этих «паровых» русских банях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *