Сандуновские бани

Когда-то давненько, в основе восемнадцатого столетия общественные бани в Москве соорудили подле Кузнецкого ряда (нынешний Кузнецкий мост) у реки Неглинной. Мылся в них коммерческий люди , кузнецы, грузчики, возничие . А на иной сторонке реки, поблизости от Охотного ряда, натапливались бани Авдотьи Ламакиной. Банщиков в ту пору не было. Всякий сам приносил себе воду для стирки , черпая ее прямо из Неглинной при помощи журавля. В момент пожара в 1737 г. Бани Кузнецкого ряда погибли, а Ламакинские уцелели — они стояли на пустыре, между двумя прудами. Несмотря на неудобства и слякоть, народонаселение туда валом валил, ибо других разносов поблизости не было. Жившие вблизи славные в ту пору артисты Петровского театра Сандуновы, прикинув потенциальный доход, вынесли решение построить большие каменные бани на месте частной усадьбы.

Возвести бани им было суждено только в 1806 г. Сами Сандуновы банями не занимались, а отдали в аренду Ламакиной, тем не менее до наших дней эти бани называются Сандуновскими. Историки русской бани отмечают, что были они темой богатой — с зеркальными залами, голубиными диванами, экспериментальными банщиками и прислугой и стали домашнего рода аристократическим клубом. По свидетельству В. А. Гиляровского, “в этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в британском клубе”. А. С. Пушкин ещё бывал их и, как фиксировали его друзья, любил “горячо попариться”. Здесь парились и Денис Давыдов, и сочинитель А. П. Чехов, и его брат художник П. П. Чехов, и многие-многие вторые знаменитости. Купец Хлудов, обратив внимание, что Сандуновские бани доставляют владельцам громадный доход и известность, начал строительство своих бань.

Стали называться они Китайскими (позже, при СССР, переименованы в Центральные). Наряду с Сандуновскими – Китайские считались и считаются до сих пор в Москве одними из лучших. Очутиться в них за почет почитают и москвичи, и приезжие, и иностранцы. Посетители были подивлены красотой и дороговизной меблировки и шлифовки. На знатоков “парильного искусства” они произвели в действительности поражающее впечатление, потому как при их оснастке были учтены все удобства, которыми располагали Китайские бани, и добавлены новоиспеченные, да и делалось все с опять-таки большой роскошью . Особенно сражала современников зодчество основного корпуса новых бань. Трудно определить его стиль, в экой степени оно было уникально внешне. В XIX веку бани преимущественно строились у рек. Этакое соседство позволяло прямо из парной махнуть в прохладную воду (а зимой – в ледяную) и тут же возвратиться в жаркую парную баню.

Постепенно в Москве появилось много общественных бань, имевших постоянных посетителей из определенного сословия. Бани были и целительными местами, где можно было и помыться и подлечиться, выдворить из тела простуду и иные заболевания. Лучшими нагоняями в предыдущем столетии оставались Сандуновские и Китайские. Будучи конкурентами, они бились за посетителей и главным образом за новичков. Обычно люди посетив одну баню оставались постоянными клиентами очень надолго. Переходить из одной бани в другую было дурным тоном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *